ЗАПОЛЯРНАЯ НОРВЕГИЯ. ОСТРОВ СОРОЙЯ. БОЛЬШАЯ РЫБА

Сентябрь для морской рыбалки на Севере Норвегии - благодатное время. Еще не холодно, день достаточно длинный, сильные шторма еще не начались, но вода уже остывает и с глубин к берегам возвращается крупная рыба. Недаром начало осени на севере считается наилучшим временем для ловли  крупного палтуса.
В поисках новых, "неизученных", мест, на этот раз мы выбрали остров Соройя (Soroya) (если правильно произносить по-норвежски, это будет Сёрёйя, но у нас принято его называть в английской траскрипции), его юго-западная оконечность, где расположен населенный пункт Хасвик (Hasvik) и рыболовная база Big Fish Adventure. По карте это очень привлекательное место для рыбалки и нам было  интересно узнать, оправдывает ли база с этой точки зрения свое название.
Но что считать большой рыбой? Применительно к Норвегии так называют и крупные экземпляры, и большое количество. Забегая вперед скажу, что в отношении рыбалки вокруг Хасвика справедливы обе интерпритации этого слова.

Итак, остров Соройя - четвертый по величине остров Норвегии, расположенный на Крайнем Севере. Ближайший крупный населенный пункт - город Хаммерфест (Hammerfest) - самый северный город Европы.

Населенных пунктов на острове совсем мало. Самый большой - сам рыбацкий поселок Хасвик.

Сообщение с материком паромное и воздушное. В Хасвике есть небольшой аэропорт, который принимает 2-3 рейса местной авиакомпании в день. Кстати, это очень удобно для тех рыболовов, кто ограничен во времени и не ставит задачи увезти с собой много рыбы - аэропорт расположен буквально в 5 минутах езды от коттеджей базы
Но основным средством сообщения является небольшой паром (десятка на полтора-два автомобилей), который трижды в день (полтора часа в пути) совершает рейсы из местечка Оксфьорд на метерике в Хасвик.

ТРАФФИК
Добирались мы до Хасвика, как обычно, на автомобиле по отработанному маршруту: из Москва до финского города Тампере, далее ночь на поезде (с машиной), прибытие утром в "столицу" Лаппландии город Рованиеми и далее до места назначения. Весь путь занимает два дня (более подродно о маршруте можно прочитать здесь ЗАПОЛЯРНАЯ НОРВЕГИЯ: НА МАШИНЕ НА ОСТРОВ СОРОЙЯ

Погода и в Финляндии, и в Норвегии стояла отличная - настоящая золотая осень. Я давно мечтал попасть в Норвегию в это недолгое буйство красок и в этой поездке это удалось в полной мере.

Заморозков еще не было и мы застали окончание грибного сезона. Мимо россыпей подосиновиков проехать было невозможно, и в результате мы обеспечили себя грибными блюдами почти на всю поездку и даже еще домой замороженные привезли.

Переправа на пароме не составила труда и к вечеру второго дня мы были в Хасвике. Городком его назвать, конечно, трудно, скорее поселок, в котором, однако,  есть небольшой порт, аэропорт, отель (принадлежащий базе Big Fish Adventure), два вполне приличных супермаркета,  больница, школа, АЗС, рыбоперерабатывающая фабрика - в общем, вся инфраструктура, присущая небольшому городку. Это при том, что в этой, обжитой части острова, еще только два населенных пункта и десяток отдельно стоящих домов.

Съехав с парома, сразу оказываешься на главной улице Хасвика, вдоль которой расположены упомянутые супермаркеты, отель (там  находится ресепшин всей базы) и  три из пяти коттеджей, принадлежащих базе. Остальные находятся с другой стороны мыса в 5-7 минутах езды.

В отеле есть ресторанчик с верандой и кафе с танцполом, где местное население по выходным проводит свой досуг. Дом хозяев базы Big Fish Adventure - Ахмада и Моны Сааб (Ahmad and Mona Saab) находится напротив отеля. В общем, все компактненько.

ЛОДКИ
Пирс с лодками для рыболовов, проживающих в отеле и коттеджах по-соседству находится в порту и это относительно далеко - с полкилометра, которые пешком "в полной боевой" пройти довольно трудно и приходится подъзжать на машине (хотя налегке можно и пройтись). Помещение для разделки рыбы и большие напольные морозильные камеры (по одной на каждую лодку) находятся у самого пирса.

Аналогично организованны стоянки лодок и с другой стороны мыса: один коттедж находится непосредственно рядом с пирсами, от другого подъезжать на машине. Разделочные тоже у пирсов.

На базе Big Fish Adventure 30 одинаковых и очень хороших 22-футовых алюминиевых лодок Kvaernoс 50-сильными моторами. Лодки просторные, удобные - комфортно может ловить до 4 человек.

Очень важная характеристика - лодка прекрасно держит волну, мы выходили на рыбалку при ветре до 10 м/сек (порывы - до 12) и пусть медленно,но спокойно передвигались по акватории и ловили.
Запас бензина - стандартный 25-литровый бак и запасная 25-литровая канистра. В моторном отсеке есть воронка. Лодки заправляют сами рыболовы - покупают бензин на АЗС в Хасвике. Надо иметь в виду "специфическое" расписание работы АЗС: по будням с 10 до 21, в субботу с 11 до 20, а в воскресенье - с 15.45 до 20. Лодку рыболовы получают с полным баком и полной канистрой и возвратить необходимо так же.
Полезный совет: если Вы едете на машине, захватите три-четыре  метровых куска мягкой теплоизоляционной синтетической трубки для трубы диаметром 30-35 мм и пластиковые кабельные стяжки 20-25 см длиной. Трубки одевают на леера катера и закрепляют стяжками - это позволяет без опаски положить спининг на леер, а в некоторых случаях (сильном рывке рыбы) убережет его от удара. Обратно с собой рыдоловы их не забирают, но такие трубки долго не живут и в той лодке, которая достанется Вам, их может уже не оказаться.

Лодкии оснасщены навигаторами, совмещенными с эхолотами, фирмы Garmin. К сожалению, с точки зрения эхолота-фишфайндера это был не лучший выбор. И хотя они русифицированы, настроить их так, как надо, нам не удалось. Рыбу, они, безусловно показывают, но не так, как нам хотелось бы.

Еще один совет - захватите с собой какие-нибудь мягкие сидушки. Именно толстые и мягкие (мы их сделали из кусков 100 мм поролона, плотно промотав его скотчем, чтобы внутрь не проникала вода)  - это заметно облегчит "жизнь" тому кто сидит на носу: самое главное - на ходу смягчит удары при скачках по волнам, а во время ловли убережет от холода при сидении на голом металле.

РЫБАЛКА.
То, что я сделал фатальную ошибку при выборе сроков поездки, мы поняли, едва выгрузились вечером с парома и осмотрелись. На небе "висела" огромная, почти полная луна.

Известно, что на относительно небольших глубинах рыбу беспокоят большие и достаточно быстрые перепады уровня воды, поэтому при максимальных приливах/отливах она либо отходит поглубже в море, либо перестает двигаться и впадает в "ступор". Не то чтобы она совсем не клюет в это время, но делает это очень вяло. Как я не посмотрел фазы луны, когда весной договаривался о приезде - ума не приложу, но факт оставался фактом: через 3 дня после нашего приезда наступало полнолуние и время максимальных приливов и отливов с перепадом почти в 3 м. Но что поделаешь, приехали - будем ловить. Надо суметь поймать и в неблагоприятных условиях.

С точки зрения рыбалки расположение базы Big Fish Adventure очень удачно: ловля обычно идет на выходе большого глубокого пролива, отделяющего Соройю от материка и имеющего сужение посередине, из-за чего во время приливов/отливов там возникают течения. В проливе и на выходе из него держится мелкая рыба, подъедающая всякую всячину, выносимую водой, за которой, в свою очередь, охотится более крупная.

Подтверждением того, что акватория базы с точки зрения рыбалки более чем интересна, служит список пойманных там рекордных рыб
2005 г. - треска 37,52 кг, рекорд Европы (Sander Pieters)
2007 г. - треска 39 кг, рекорд Европы  (Marc Van Roie)
2008 г. - менек 17,2 кг, рекорд Европы (Anders Jonasson)
2010 г. - красный окунь 9,02 кг, рекорд Европы (Martin Wijnia)
2010 г. - треска 39,4 кг, рекорд Европы (Filip Faurholm)
2011 г. - треска 41,72 кг, рекорд Европы (Morten H Hvam)
2013 г. - треска 47,2 кг, рекорд Европы и мира (Michael Eisele)

Рекорд базы - зубатка 22,7 кг, а самый большой палтус - 156 кг.

Рельеф дна в основном "спокойный" : длинные подводные "овраги" с некрутыми стенками, много ровных "столов" на глубинах 30-50 м и три-четыре банки. Рядом - 300-метровое русло пролива. В общем, классическое "палтусиное" место. Наши догадки подтвердил и хозяин базы (и по совместительству главный гид) Ахмад: в акватории постоянно и хорошо клюет не очень большой палтус.

На карте, которую выдают на базе, помечены наиболее подходящие для рыбалки места. Но сама карта не очень хорошего качества и пользоваться ей неудобно: плохо читаются глубины, а силуэты рыб закрывают самые интересные места.

Поэтому мы решили самостоятельно просчитать места ловли, а когда отметили их на карте, получилось, что по треске наши "места" совпали с отмеченными экспертами. А вот зоны наиболее частых поклевок палтуса и зубатки без их помощи, конечно, быстро не найти. Правда, одну зону вдоль "стенки оврага" (на карте помечена фиолетовым цветом), которая хорошо работает и по треске, и по палтусу, при восточном или западном ветре, мы на карту добавили.

В первый день с утра пришлось порешать оргвопросы и на воду мы вышли лишь к 11 часам и сразу же наткнулись на стаи мелкой сайды и крупной макрели, которую "обхаживала" треска.

Второй день началься с пасмурной погоды и почти штиля и мы старались использовать его "по-полной": во-первых, уровень прилива/отлива день ото дня заметно рос и было понятно, что клев будет все хуже и хуже, а к этому добавилась и еще одна, традиционная для Норвегии, напасть: прогноз обещал на последующие дни сильный ветер.
Не сразу, но мы нашли рыбу: поймали несколько тресочек

мне удалось поднять палтусенка на 11 кг

А вот Юле Гончаровой не повезло: у нее клюнул палтус поприличнее, но, "по закону подлости" на шок-лидере оказалась бракованная обжимная трубочка, фиксирующая кончик лески, и под сильными рывками она развалилась и узел распустился.

К слову, о том насколько силен даже небольшой палтус и какими, по моему мнению, должны быть монтажи при его ловле, можно почитать вот здесь О ФУРНИТУРЕ

Ловили пилькерами и гигантскими джиг-головками, погода в этот день позволяла использовать даже 300-400-граммовые. Мы взяли на тестирование незнакомые нам до этого пилькеры фирмы Blue Marlin: хромированные и комбинированной окраски - две грани желтые с голографическим рисунком, а третья - светонакопительная.

Веса от 300 до 600 гр. Пилькеры оказались вполне рабочими, а учитывая цену, по которой Blue Marlin собирается их продавать, и очень привлекательными.

Из гигантских джиг-головок вне конкуренции оказались "тупики" и знаменитые ройберы розового цвета.

"Тупики" были дооборудованы крючком-тройником на мягком поводке с двумя отрезками силиконовой трубочки, с помощью которых можно было закрепить химический светлячок (я уже неоднократно слышал, светлячки, химические или на батарейках, привлекают палтуса)

Ройберы тоже подверглись "модернизации": добавлен второй крючок впереди

Но клев, к сожалению, ухудшался на глазах, и улов был более чем скромным

На все последующие 4 дня установился юго-восточный ветер силой от 7 до 10, а порывами и до 12 м/сек. В принципе такой ветер - конец рыбалке, но нам повезло: он дул с материка и не было большой океанской накатной волны, а лодки позволяли уверенно передвигаться и ловить на 1,5-2-метровых волнах. Но выходить против волны из порта мы все же не рискнули и попросили одну из лодок, стоящих на на другой стороне мыса,
Сначала мы сначала осторожно, а потом все увереннее, мы выходили в море.

Сильный дрейф сразу исключил применение пилькеров - 600-граммовые "улетали" к горизонту, так и не достав до дна. Едиственная рыба, которую они могли заинтересовать при таком режиме ловли - это сайда

Гигантские джиг-головки при таком ветре тоже были "вне игры": их хвостики "молотили" с такой частотой, что ни то что не привлекали, а наоборот - отпугивали рыбу. И лишь в короткие "затишья" до 5-6 м/сек можно было ими резуьтативно ловить.

Оставалось перейти на донные оснастки и ловить на мертвую рыбку, благо мелкую сайду поймать было не трудно. Но надеятся можно было только на поклевку донников - палтуса или менька, потому что по эхолоту стаи мелкой сайды стояли метрах в 10-15 от дна и треска должна была быть там же.
И действительно, на донные оснастки появились поклевки, а  вскоре Виктор Аликин вытащил палтусенка.

Но у меня было ощущение, что длинный поводок при такой скорости дрейфа работает не так, как надо: наживка не тащится по дну, а болтается на некоторой высоте над ним. Так родилась еще одна оснастка для ловли в сильный ветер: пилькер или грузило, которому вместо тройника присоединена снасточка для мертвой рыбки.

Более подробно об этом можно почитать вот здесь СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР И БЫСТРЫЙ ДРЕЙФ: КАК ЛОВИТЬ?

Такую оснастку можно было опустить в горизонт, где держалась мелочь, соблазняя мертвой рыбкой (да еще со вспоротым брюшком "для запаха")  и даже поигрывать ею, привлекая заторможенную полонолунием рыбу. Атаки небольшой трески и сайды происходили постоянно, а вот что-то по-крупнее удавалось соблазнить с трудом, хотя то, что в тае мелочи и вокруг находилась крупная рыба, было видно на эхолоте.

Конечно, совсем без рыбы мы в итоге не остались, но выполнить полность запланированную программу не удалось и из-за полнолуния, и из-за ветра. Однако в целом мы единодушно признали, что место это с точки зрения рыбалки чрезвычайно перспективное и интересное и сюда нужно обязательно еще вернуться.

А не смогли мы добраться до залива слева от базы, где держится зубатка, причем пятнистая - до сих пор в Норвегии я ее не встречал. Она гораздо крупнее полосатой.

Не удалось и половить красного окуня на 200-300-метровых глубинах, хотя осень - самое время - можно поймать уникальные экземпляры

Ну и "коронная" норвежская рыбалка на палтуса - я, пожалуй, впервые встретил место, где она управляема и предсказуема и  можно сказать "я иду ловить палтуса" и действительно поймать и не одного. Хотя и не крупного.

Впрочем, где маленькие, там и большие - рекорд базы по палтусу - 156 кг - был установлен за две недели до нашего приезда на турнире по ловле палтуса, который ежегодно  устраивает база для всех желающих.

Как и везде, у побережья Норвегии, в акватории базы время от времени на глубине попадается удильщик (морской черт), паусть и не рекордных, но близких к тому размеров

А в случае, если непогода закроет выход в море  по-настоящему, есть возможность неплохо половить камбалу с пирсов порта

БЫТ
Как я уже сказал, база Big Fish Adventure состоит из отеля и восьми коттеджей (хозяева базы расширяют ее и к следующему году собираются открыть еще два коттеджа типа "рорбу" прямо у пирса в порту и отдельно стоящий мини-комплекс из 6 ВИП-коттеджей) Коттеджи просторные, построены по "классической схеме": на первом этаже гостинная, кухня, санузел, на втором - спальни (от двух до четырех) по две кровати в каждой. Кухня "упакована" по полной. Нет только стиральных машинок. В отеле номера обычные, двухместные. Мне представляется коттедж удобнее во всех отношениях - просторно, есть где разложиться, просушить одежду, приготовить пойманную рыбу.
Больее подробно о базе Big Fish Adventure можно прочитать в блоге специального проекта "Рыболовные базы Норвегии"

В целом впечатление осталось самое благоприятное, а главное - огромное желание посетить эти места еще как минимум дважды - ранней весной, когда подойдет скрей, и в середине лет - поймать большую пятнистую зубатку и еще раз попрактиковаться в ловле палтуса.