РЫБАЛКА У НОРДКАПА ЛЕТОМ

Летняя морская рыбалка на самом севере Норвегии всегда была очень привлекательной: рыбы там много всегда, но в летние месяцы и в начале осени обычно стоит самая хорошая погода (редко бывают шторма) и длинный (а какое-то время и просто непрерывный) день. Но самое главное - летом значительно возрастает вероятность поимки самого желаннго трофея - палтуса. Кроме того, появляется возможность и необычного "прилова" - можно ловить камчатского краба.
В районе Нордкапа рыболовных баз совсем немного. На одной из них - Fishing House компании Mivela Fishing - мы уже были год назад весной (отчет о той поездке можно посмотреть вот здесь РЫБАЛКА В СЕВЕРНОЙ НОРВЕГИИ ВЕСНОЙ: остров Магеройя, Гесвайер. ), и она оказалась настолько удобной во всех отношениях, что и на летнюю рыбалку у Нордкапа мы направились туда же.

В Гесвайер мы, как всегда на рыбалку в Норвегию, отправились на автомашине - так получается удобнее и бюджетнее, учитывая количество и вес снастей и снаряжения, необходимого для рыбалки (пусть и летней), в море на севере Норвегии.
Маршрут уже обкатан: первый день - самый длинный (около 1200 км) участок Москва-Тампере (Финляндия), там вечером садимся с машиной на поезд в Лапландию - до городов Рованиеми или Колари, куда поезд прибывает утром, и на второй день нам остается проехать около 600 км до Нордкапа, в 30 км от которого и находится база Fishing House.

Мы стараемся по-возможности выбирать поезд до Колари - это несколько удобнее. Во-первых, на 100 км меньше ехать - по времени большого выигрыша нет (поезд в колари приходит позже, чем в Рованиеми), но зато на час с небольшим меньше сидеть за рулем. Во-вторых мы всегда закупаем в Финляндии продукты - так дешевле, да и не надо на месте тратить драгоценное время на поездки в магазин. В Колари прямо рядом с вокзалом есть довольно большой  супермаркет, который работает с 10 до 22 часов в том числе и в выходные (что редкость для Финляндии). Поезд прибывает в 9.20 утра и после разгрузки машин как раз удобно заехать "затариться".

Дорога не представляет особых трудностей, если не считать оленей, временами вальяжно разгуливающих по трассе. Но если весной они встречались преимущественно в Лапландии, то летом нас ожидал "олений" сюрприз еще и у самого Нордкапа: оказалось, что на остров Магеройя их на лето завозят на специальных баржах на пастбища, и чувствуют они себя там привольно.

Север Норвегии летом настолько не похож на весенний, что мы всю дорогу удивленно крутили головами: привычное "белое безмолвие" превратилось в великолепные летние горные пейзажи с многочисленными озерами, которых не было видно под льдом и снегом. Совсем по-другому выглядел и сам Гесвайер, и острова, и море.

Рыболовная база Fishing House за прошедший год тоже изменилась: добавились новые апартаменты, на первом этаже отеля в пристройке - сауна и хорошо оборудованная сушилка для одежды и обуви.

Появились и новые катера с мощными моторами

Разделочная для обработки улова теперь находится в специальном боксе, стоящем прямо рядом с пирсом - не нужно далеко тащить улов

а в здании бывшего рыбзавода (за стеной) - специальное помещение, являющееся  большим промышленным морозильником со стеллажами.
На базе теперь можно приобрести и пенопластовые коробки двух размеров для транспортировки улова.

Успех рыбалки во многом зависит от фазы приливов/отливов: лучше всего рыба клююет на пике прилива. Но весной одна из фаз приходилась на ночь, летом же полярный день позволяет, при желании,  выходить на рыбалку в море в любое время:

6 часов вечера
2 часа ночи. Оба снимка сделаны с одинаковой экспозицией

Как я уже говорил, погода на севере Норвегии летом гораздо более устойчивая, чем весной. В основном было солнечно и тихо, но плавная и довольно высокая (и сильнее всего укачивающая) океанская накатная волна есть всегда.

Однако север не был бы севером, если бы не преподносил погодные сюрпризы. В первый день мы смогли выйти на воду лишь во второй половине дня: с ночи все окутал плотный туман и не было видно даже выхода из бухты

А на третий день штиль сменился штормом с ветром до 15 м/сек, который, впрочем, продлился ровно один день и на следующее утро все опять стало тихо и спокойно.

Итак, туман не позволил нам выйти с утра в море, зато мы получили возможность осмотреться вокруг. В поселке по-прежнему работает магазин (с 9 до 16 часов, воскресенье выходной). Скромный, но вполне достаточный набор продуктов (в том числе овощей и фруктов) в нем по-прежнему есть. Но если раньше там был небольшой отдел рыболовных снастей, где можно было пополнить запас пилькеров, фурнитуры и т.д., то сейчас его нет.
Зато на базе теперь можно приобрести все необходимое - от пилькеров и ставок до гигантских джиг-головок, в том числе самых "продвинутых" моделей. Можно взять напрокат костюмы-поплавки и "палки" с катушками.

К полудню туман чуть-чуть рассеялся и мы с трудом, но выдвинулись на рыбалку.

Я уже писал, что рыбалка у Гесвайера мне нравится тем, что для выхода в открытое море нужно всего 15-20 минут: основные места ловли находятся за Птичим островом - достопримечательностью провинции Финмарк (на нем живут многотысячные колонии птиц).

Основные зоны ловли - банки и 10-15-иетровые перепады глубин

Самой массовой в уловах оказалась пикша 2-4 кг. На основных "рабочих" глубинах от 30 до 100 м она была практически везде - и на свалах, и на "столах".

Но самыми уловистыми были дрейфы поперек свалов с 50-60 на 35-40 м: на склонах клевала не только пикша, но и треска.

Когда-то давно, на рыбалке у Вестманских островов в Исландии мы заметили одну четкую закономерность: пока пилькер движется, его атакует треска, иногда - зубатка. Но стоит после нескольких взмахов удилищем сделать паузу секунд 10-15 и подержать пилькер неподвижно у дна, поклевка пикши следует незамедлительно. Здесь, у Гесвайера, это особенность клева пикши "работала" стопроцентно: стоило вывесить пилькер, как сразу же следовал удар.
Справа от острова есть довольно резкий свал, где и в прошую рыбалку, и в этот раз держалась неплохая треска

В акватории Гесвайера много зубатки, но на пилькер она попадается эпизодически. Мы попробывали ловить на снасточку для ловли зубатки "на стук" с коротким 30-сантиметровым поводком.

и результат превзошел все ожидания: в девяти случаях из десяти на крючке оказывалась зубатка.

Нужно только найти ее стоянку. Зубатка держится "пятнами" на тех же дрейфах, что и пикша с треской - на каменистом дне на свалах и на каменистых "столах". На крючок насаживали большой длинный кусок филейки. Причем, чтобы не возиться в лодке с приготовлением наживки, мы еще накануне вечером, разделываю улов, готовили нужное количество филеек пикши, сворачивая "колбасками" мясом наружу и проматывая нитью для наживки.

Рыбы было много - при желании за день можно было легко наполнить пару баков.

Но вот трофейная треска в это время года - редкость. Оно и понятно: скрей ушел обратно в океан, но иногда все же попадаются "местные" трофейные экземпляры.

Лето на севере Норвегии - начало активности палтуса, и мы надеялись поймать достойный экземпляр. И действительно, за время нашего пребывания в Гесвайере ежедневно какая-нибудь из лодок привозила солидного палтуса.
Однако, чем больше я ловлю рыбу в Норвегии, тем больше утверждаюсь в мысли, что ловля палтуса - это все же лотерея. Нет ни оснасток, на которые можно было бы достаточно уверенно ловить именно палтуса, ни понимания, где точно его нужно ловить. Хотя в случае ловли палтуса у Гесвайера одна закономерность есть. Но все по-порядку.
Статистика поимок крупного палтуса в этих местах неумолима: большинство крупных рыб были пойманы на глубине 30-40 м справа от Птичьего острова. И почти все - на пилькер.

В это раз нам удача не улыбнулать, хотя был "проверен" весь "арсенал": гигантские джиг-головки и снасточки для ловли на мертвую рыбку - когда позволяла скорость дрейфа, а пилькеры - в штиль.

Но нам попался один маленький палтусенок. Зато "госпожа удача" была благосклонна к литовским рыболовам: через пару часов после нашего ухода на том же месте они поймали на пилькер палтуса весом 68 кг.

Получается, что в этих местах палтус постоянно ждержится в одном и том же месте. У меня есть предположение, почему это происходит. Но сначало - одно отступление.

Несколько лет назад мы были на чемпионате по морской донной рыбалке в Исландии, и в разговоре местные рыболовы приглашали нас как-нибудь приехать в Исландию на ловлю трофейного палтуса - дескать, есть определенное место, где он очень хорошо ловится. Как они объяснили, это место - уходящие вертикально в воду скалы с огромным птичьим базаром на них. По их рассказам, крупный палтус (и не только) подходит туда "подъедать" падающих из гнезд еще не оперившихся птенцов и тех, что еще не научились летать, а также слабых и больных.

Теперь вренемся в Гесвайер. Я уже говорил, что Птичий остров знаменит тем, что на нем гнездятся сотни тысяч птиц: к нему даже возят туристов с круизников на экскурсии на специальных корабликах. Так вот, по моим набюдения, тысячи молоденьгих тупиков, гагар и других птиц собираются в огромные стаи на воде всегда именно справа от Птичьего острова.

Причем, большинство из них или еще совсем не могут летать, или делают это с трудом. Напрашиваятся аналогия с рассказом исландских рыболовов и тогда постаянная "тусовка" палтуса в этом мете становится понятна. Но это только МОЕ предположение.

Случилось у нас и небольшое приключение. В один из дней у лодки появилось несколько стаек дельфинов, которые начали резвиться вокруг, иногда проплывая почти влотную с лодкой. И доигрались: у Юлии Гончаровой (моя постоянная напарница по морской рыбалке, чемпионка Европы среди женщин по bottom fishing)  дельфин намотал на хвост плетенку и понесся в море. Но Юля молодец - грамотно работая фрикционом, утомила дельфина и смогла "припарковать" его к лодке, где я и обрезал плетенку. Я опасался за катушку, однако небольшой, но очень удобный Blue Marlin 08Н не подвел и даже дым из фрикциона не шел.

Начиная со второй половины июня на севере Норвегии уже можно ловить камчатского краба. На базе рыболовам в качестве бонуса могут предоставить 2-3 краболовки, которые, набив хребтами и головами, оставшимися от разделки рыбы, ставят на глубине 30-40 в фьорде по-соседству.

Но сосбо заниматься этим промыслом было некогда: поставив и дважды проверив краболовки, мы вытащили 6 крабов - больше заниматься этим не было времени.

В целом рыбалка на крайнем норвежском севере летом нам очень понравилась. И хотя достойного палтуса  выловить нам не удалось,чувства досады или неудовлетворенности не было - в море мы все равно не скучали - рыбы на севере много, а к этому еще добавились хорошие условия для проживания и рыбалки, комфортная погода и удивительной красоты пейзажи.
Но за палтусом мы еще вернемся. Осенью.