БРИМ В ПОРТУГАЛИИ: УДАЧНОЕ ЗНАКОМСТВО. Чемпионат Европы 2010 по морской рыбалке, Португалия.

В начале сентября нынешнего года Европейская Федерация морских рыболовов (EFSA) провела очередной видовой (в зачет идет только один вид рыбы) чемпионат континента по ловле в отвес с катеров (bottom seafishing). На этот раз местом проведения был выбран курортный городок Албуфейра на юге Португалии, а единственным зачетным трофеем был морской лещ (sea bream), которого в этой части Атлантики насчитывается 17 видов. Нашу страну на турнире, собравшем свыше 100 рыболовов из 11 стран, представляла команда россйиского отделения EFSA. И вновь отличилась наша Юлия Гончарова: она сделала "золотой дубль", став чемпионкой Европы среди женщин и на малом чемпионате (свою первую золотую медаль она завоевала на «большом» чемпионате в Исландии в мае этого года, в тяжелой борьбе опередив многих именитых соперниц). Кроме того, почетный приз за самого большого брима получил Виктор Аликин – его трофей весил 2 кг 985 граммов.


Подготовку к чемпионату мы традиционно начинаем с проработки «транспортного вопроса»: как и на чем добраться с нашим нелегким рыболовным «скарбом». Заманчиво было проехать на машине, но, к сожалению, лимит отпускных дней уже был изрядно израходован весной на турнире в Исландии, поэтому оставался только перелет. В этом случае основным вопросом для нас всегда была стоимость билетов и, самое главное, провоза дополнительного рыболовного багажа (спонсоров для участия нашей команды в чемпионатах Европы найти пока не удалось).
Отечественные авиакомпании нам не подошли изначально из-за высоких цен на билеты и отсутствия специальных тарифов для перевозки спортивного багажа. Остановились на португальской авиакомпании ТАР, самолеты которой которой регулярно летают из Москвы в Лиссабон и которая предоставляет возможность пассажиру перевозить дополнительно два места спортивного багажа весом до 15 кг по 30 евро за место (по обычному тарифу перевозка каждого места обошлась бы нам в 150-200 евро).

ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ АВИАКОМПАНИЕЙ ТАП о том, что у пассажира будет спортивный багаж, необходимо сообщить заранее в городской офис или электронной почтой и согласовать стоимость его перевозки. оплату можно произвести в аэропорту при регистрации. очень полезно захватить с собой распечатку переписки с ТАП по поводу багажа и стоимости его перевозки.

Из Лиссабона наш путь лежал в южную провинцию Португалии Алгарве, известную на всю Европу своими курортами, одним из которых и является Албуфейра. Этот путь (около 270 километров) мы проделали на арендованных автомобилях по прекрасным скоростным шоссе, полюбовавшись португальскими пейзажами и в какой-то мере посмотрев страну. Машины арендовали еще в Москве через интерет, подобрав такие, чтобы в них влезали наши двухметровые тубусы с «палками», рыболовные ящики и  сумки.

БРОНИРУЯ АВТОМОБИЛЬ в Португалии, Вы обнаружите большой разброс цен между интернациональными прокатными фирмами и местными, тарифы которых иногда в 2-3 раза ниже. Имейте в виду, что у них есть одно неприятное условие: при аренде на кредитной карте блокируется приличнай сумма (до 2000-3000 евро). а на разблокирование ее после сдачи автомобиля уйдет не меньше месяца, а иногда и больше. Сетевые компании блокируют только стоимость одного бака бензина (100-150 евро)

«Кто такой» брим и как его ловить наша команда уже знала: мы «познакомились» с этой рыбой и ее бойцовым характером несколько лет назад на чемпионате у берегов южной Англии. Однако португальский брим оказался в основном мельче «английского» — для большинства видов зачетный размер начинался от 18 см (что-то вроде морского подлещика – 150-300 гр), а запомнить все его разновидности мы даже не пытались.
Кто такой брим мы уже знали по рыбалкам в Южной Англии
Домашняя подготовка заключалась  в основном в изготовлении нужных оснасток, которые были довольно просты: это хорошо известные патерностеры — ставки длиной около метра с двумя поводками (правилами больше не разрешено) и концевым грузилом. Основная леска (ставка) диаметром 0.4 -0.45 мм, а поводки 0.3-0.35 мм, и то и другое — флюокарбрн, так как брим — рыба достаточно осторожная. Крючки применяли небольшие, номер 6 или 8 (6-8 мм между жалом и цевьем), изготовленные из тонкой черной проволоки, с насечками на цевье.
Большинство оснасток были изготовлены еще дома
Не очень известным для наших рыболовов был способ крепления поводков к ставке: мы использовали специальные овальные пластиковые бусинки cross-bead, имеющие два отверстия «крест-накрест». Через одно из них бусинка надевается на ставку и фиксируется сверху и снизу обжимными трубками, а во вторую вставляется поводок и закрепляется несколькими узелками.
Преимущества такой конструкции в том, что поводок не запутывается за основу, так как бусинка легко вращается на ней и даже при небольшом течении поводок раскручивается. А фиксация поводка с помощью узелков позволяет очень быстро их менять, подбирая «правильную» привлекалку (для бримов это были небольшие бусинки красного, желтого или черного цвета) или при обрыве крючка. 
Патерностер с использованием бусинки cross-bead
Подготовка на месте, как всегда, состояла из двух-трех тренировочных выходов в море с местным шкипером-рыболовом, от которого и узнаются первые тонкости местной рыбалки. Сразу выяснилось, что есть определенный способ насаживания наживки и ее проводки, которые больше подходят именно для брима, минимизируя  поимку большого числа  незачетной рыбы других видов.
Поклевки незачетной рыбы надо было минимизировать
На тренировках мы всегда используем точно ту же насадку, которую будут выдавать на соревнованиях участникам организаторы.  На этот раз это были мороженные креветка и кальмар и очищенные малюски. Лучшей насадкой, как мы и предполагали, оказалась очищенная креветка с обычной в таких случаях «доработкой»: чтобы ее не объедала мелочь, креветку необходимо обматывать специальной тонкой и очень эластичной нитью.
Кроме того, сразу же обнаружилось, что в прилове есть макрель, которая является великолепной насадкой для ловли всех видов рыб в море.  Правилами EFSA разрешается использовать пойманную во время соревнования рыбу в качестве насадки, поэтому филейка тут же была предложена бримам и «оценена» ими — быстро на крючке оказались два брима весом свыше килограмма. Этот опыт нам в дальнейшем очень помог.
Филейка макрели пришлась по вкусу "крупняку"
Выбор снастей был обусловлен небольшим размером зачетной рыбы и ее большим количеством: предстояла «скоростная» рыбалка, поэтому следовало использовать длинные (до 4,5 м) морские фидеры (они отличаются от своих «пресноводных братьев» шириной теста и мощностью), которыми можно довольно далеко отбрасывать оснастку из-под борта (другие виды заброса правилами запрещены), облавливая большой сектор. У нас в команде в этом качестве давно используются «палки» Tubertini Atlantic Power 1.00 с тестом от 150 до 1000 гр. Самыми «продвинутыми» по части снастей на чемпионатах EFSA считается итальянская сборная: спонсоры обеспечивают их самыми последними новинками. На этот раз выступали с новыми фидерами Maver Elite Boat длиной от 3.5 до 4.5 м с тестом до 1000 гр. Практически невесомые удилища позволяют ловить большой диапазон морской рыбы целый день без большой усталости.
Практически все участники ловили длинными морскими фидерами
Основное требование к катушкам — скорость подмотки. Поэтому использовались «мясорубки» большого размера (8000-10000 по классификации Shimano, например Daiwa Saltiga 6500 Dog Fight или Shimano Stella 10000) с байтранерами. Байтранер в этом виде рыбалки удобно использовать не совсем по-назначению — полностью отпущенный, он позволяет одним щелчком стравливать шнур по течению. Но надо учитывать, что даже некрупная морская рыба достаточно сильна, нагрузки на катушки в море гораздо выше, чем реке, и в «полный рост» встает проблема качества. К сожалению, старая поговорка «хорошо дешево не бывает» и здесь себя подтвердила: взятая «на пробу» новенькая Daiwa Regal 5000  с байтранером выдержала всего 5 рыбалок и безславно «умерла».
На катушки было намотано около 300 м плетеного шнура 20-25 lb (монофил мы практически  не используем: когда в воде около 100 м лески, сделать хорошую подсечку почти невозможно — она тянется и амортизирует ее, да и парусит плетенка меньше). Штиль в океане позволил обойтись небольшими грузами — до 200 гр.
Подсчет очков проводился по правилам EFSA: улов лучшего рыболова в катере (по весу) принимался за 100% (очков), остальныи получали проценты/очки по отношению к нему.
Было понятно, что конкурировать с португальскими рыболовами в скоростной ловле мелкого брима будет очень трудно, но, в отличии от всех предыдущих чемпионатов, в которых мы участвовали, на этот раз очки давали не за экземпляр, а за вес. Мы решили этим воспользоваться и постараться ловить «крупняк», применя наше «секретное оружие» — филе пойманной макрели. 
И эта тактика себя оправдала. В первый день соревнований Виктор Аликин, как только удалось «разжиться» макрелью, вытаскивает подряд трех крупнх бримов — один больше другого, причем третий весом 2 килограмма 985 грамм стал самым крупным бримом турнира и безоговорочно побеждает на катере!
Самый большой брим турнира, пойманный Виктором Аликиным
Юлия Гончарова также на кусочек филейки вытаскивает брима под килограмм.  Но тут выяснилось, что у нашей тактики есть и отрицательная сторона: оказалось, что в акватории довольно много конгера (морского угря). Мясо макрели — его любимое лакомство, поэтому я, например, трижды долго вываживал, как я думал, большого брима, а это оказывались мелкие (около 7-10 кг) конгеры. Аподобрать такой «золотой» размер филейки, который интересен крупному бриму и маловат для конгера, мне так и не удалось.
Однако наша «уловка» с ловлей «крупняка» не осталась незамеченной: во второй день, при малейшем намеке на поклевку у Виктора хорошего брима, португалец-шкипер Витор Феррейра (он же участник чемпионата и будуший победитель) переставлял катер на другое место. Вловле «фанеры» он опережал всех, но как только к Виктору подходил крупняк, все повторялось снова. Одного килограммового «красавца» он все же вытащил, но в целом ловить Вистору не дали.
Однако кое-что мы тоже умели и могли, и во второй день турнира Антон Каджардузов сумел победить на катере, в том числе и двух португальцев.
Антон Каджардузов смог победить на катере во второй день турнира
Чемпионом Европы в личном зачете стал Витор Феррейра, два дня побеждавший на своем катере и наловивший в итоге 20 кг 990 г рыбы. В командах-двойках и четверках также призовые места достались португальцам. Преимущество местных рыболовов оказалось подаляющим: в личном зачете в первой десятке девять португальцев. Даже англичане, хорошо знакомые с ловлей брима, не составили им конкуренцию. И только наша Юлия смогла «разбавить» этот португальский пьедестал, став чемпионкой Европы среди женщин в этом турнире, таким образом сделав «дубль»: в мае она победила на «большом» чемпионате в Исландии.
Двукратная чемпионка Европы-2010 по bottom seafishing среди женщин Юлия Гончарова
Специальным призом был отмечен и самый большой брим турнира, пойманный Виктором Аликиным.
В следующем году нас ожидает интереснейший пятидневный чемпионат в г. Веймут (Англия) и видовой чемпионат в Лангеланде (Дания), где зачетной рыбой будет камбала, которой там насчитывается 5 видов.