На морскую рыбалку в Ирландию (часть 1)

Рыболовный туризм у россиян становится все более популярным видом отдыха, и особенно его «морские» направления на "близлежащие" моря - от Норвегии до Исландии (чудеса нашего ценообразования сделали поездку в Норвегию дешевле поездки на Нижнюю Волгу). А наиболее распространенным способом ловли в этих морях является bottom- seafisnig — ловля с борта лодки в отвес. Он не требует дорогостоящего снаряжения и специально оборудованных катеров, как например, для рыбалки в ттропиках, а результативность является, пожалуй, самой высокой. Немаловажно и то, что для этого вида рыбалки не нужно практически никаких специальных навыков и на нее можно выезжать всей семьей, что решает извечную проблему рыболовов — как совместить увлечение с отдыхом своих близких. Способствует этому и возможность включения в такие поездки экскурсионно-культурной программы, шопинга и других «береговых» развлечений.
На этот раз речь пойдет о рыбалке на юге Ирландии, в районе города Кобх (Cobh).

Город Кобх был в XIX веке и первой половине XX крупнейшим пассажирским портом Ирландии, откуда пароходы уходили в Новый Свет. Кобх связан с несколькими трагедиями, потрясшими мир: здесь была последняя остановка «Титаника» перед гибелью; у входа в Корскский залив в 1915 г. немецкой подлодкой был торпедирован и потоплен огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль «Лузитания», на котором погибли 1198 человек; отсюда совершался исход эмигрантов в 1848-1850 гг., причиной которого был трехлетний неурожай картофеля — ирландцы бросали все, стремясь к спасению, и за два года через порт Кобх прошло 6 млн эмигрантов
.
Порт стремительно развивался, отсюда регулярно курсировали океанские лайнеры в Америку. Он стал настолько значимым, что в 1848 г. королева Виктория приказала переименовать город в Квинстоун (Queenstown). Только после того, как Ирландия стала независимой в 1921 г., порту было возвращено прежнее название.

Кобх является одним из крупных туристических центров Ирландии: по-прежнему  в порту почти ежедневно швартуются огромные трансатлантические круизные лайнеры.


Добраться до Кобха можно тремя путями: самолетом до Дублина, далее около 250 км на арендованной машине прямо до места либо на поезде до города Корк (что-то вроде нашего областного центра) и от него на такси или на электричке 25 минут до Кобха. Второй путь - самолетом (с пересадкой) до Корка (российские авиакомпании в Корк не летают) и далее такси или электричка. И уж совсем экзотический способ, но имеющий право на жизнь - на автомашине через Европу и Англию - между Англией и Ирландией паромы ходят каждый час.
Отелей в Кобхе достаточно много, но все они небольшие и в пиковый сезон лучше позаботиться о брони заранее.

С ЧЕГО ЛОВИМ
Основным видом деятельности жителей Кобха является рыболовный туризм и обслуживание туристов с трансатлантических круизных лайнеров, делающих здесь остановку. Поэтому недостатка в опытных шкиперах и катерах нет, и мы легко нашли подходящий вариант. 

При выборе катера мы руководствовались соотношением цена/удобство. В Кобхе нам предложили аналогичные английским «стандартные» катера для botton-fishing: свободная палуба, на которой вдоль лееров может располагаться до 8 рыболовов, посередине находятся стойка для удилищ и место для снаряжения, место для подготовки наживки, емкости для рыбы. Обязательно есть подсачек, багор и «знаменитый» t-bar — нехитрое устройство, с помощью которого шкипер (он всегда помогает рыболовам) ловко выбивает крючок из пасти морского угря — конгера. Найдутся и плоскогубцы, и запасные крючки, и груза (которые обрываются довольно часто). Следует только помнить, что стоимость грузов довольна высока — от 2 до 5 евро за штуку, и рассчитывать более чем на одно-два не стоит. На катере обязательно должен быть туалет, особенно если команда «смешанная» — ведь на рыбалку выходят почти на весь день. Как правило, в распоряжении шкипера есть маленькая кухонька и он обязательно предложит чай и кофе. На момент нашего посещения Кобха стоимость аренды катера составляла около 500 евро на целый день, что при поездке на рыбалку компанией 6-7 человек вполне приемлемо.
ЧЕМ ЛОВИМ
В отличие от очень популярной среди российских рыболовов-туристов норвежской рыбалки южно-ирландская («южно-» — очень важное добавление, потому что на севере острова все будет уже совсем по-другому) более «тонкая» — рыба относительно небольшая, глубины тоже (20-40 м), сильных течений нет. Поэтому мощные «палки» с тестом 40-50 lb (до 500-600 г) здесь не понадобятся и даже будут «вредны» — на них трудно увидеть поклеи небольшой донной рыбы. Поэтому «продвинутым» рыболовам нужно иметь в своем арсенале два или даже три удилища: для более крупной рыбы - с тестом 300-400 г длиной до 3 м в зависимости от роста рыболова(желательно со специальным концевиком на комле для упора в пояс) и морской фидер (с тонкими сменными вершинками) с тестом до 300 гр и длиной от 3 до 4 метров. Новичкам же вполне будет достаточно одного удилища тестом до 200-300 г и длиной не более 3 м.

Катушки предпочтительны мультипликаторные (обыч­ные безинерционные не выдерживают на такой рыбалке и двух-трех дней, а специальные морские «мясорубки» очень дорогие), среднего размера, вмещающие 150-200 м лески диаметром 0,2 мм, обязательно с лескоукладывателем. В отличие от безинерционных катушек у мультипликаторных ручка не переставляется с одной стороны на другую, поэтому при выборе «под руку» нужно помнить, что удилище с «мультом» держат катушкой вверх. А вот всевозможные счетчики лески на этой рыбалке совершенно не нужны.  

  • Отправляясь в магазин за удилищем, обязательно прихватите катушку, которой будете ловить, и проверьте, хорошо ли она на нем крепится. Недавно я нарушил это правило — приобрел «на глаз» (без примерки катушки) очень неплохой спиннинг итальянской фирмы  Milo. Созданное специально для bottom-fishing, длиной 2,7 м и тестом до 200 г, легкое, с тремя сменными вершинками, оно мне очень понравилось. За что и был наказан: перебраны десятки катушек всех размеров многих фирм, и «мульты», и «мясорубки»  — НИ ОДНА в катушкодержатель не входит. На что рассчитана эта «палка» — остается секретом.
Тема «что лучше: монофильная леска или плетеный шнур» в бот-фишинге почти не обсуждается: на «морских» глубинах  значительное растяжение монофила при подсечке не позволяет надежно засечь рыбу, что делает его неконкурентоспособным. Кроме того, при одинаковом тесте монофил значительно толще и больше парусит на течении или в дрейфе, заставляя увеличивать груза, а следовательно, ловить более тяжелым удилищем.  Правда, забегая вперед, скажу, что местечко монофилу в бот-фишинге все же нашлось: из него (чаще всего — из флюокарбона) изготовляются монтажи и оснастки.
Для рыбалки на юге Ирландии вполне достаточно «плетенки» тестом на разрыв 25-30 lb. Тип и производитель значения не имеют.

Очень важный компонент — грузbkf Их нужно довольно много — каменистое дно, кораллы, а иногда и рыба приводят к 4-5 обрывам за рыбалку. В районе Кобха для разных условий ловли на каждого рыболова необходимо иметь по несколько штук грузов весом  150, 200, 300, 500. В Кобхе (как, впрочем, и везде) они довольно дороги, но,  учитывая стоимость перевеса при перелете Москва–Дублин, выгоднее все же их приобретать на месте. Но если есть "недовес" - обязательно "добейте" его грузами (самы ходовые 200-400 гр).

Из аксессуаров обязательно нужен филейный нож для подготовки наживки с длиной лезвия не более 5-6 дюймов (более длинным неудобно работать, а во время качки он становится опасным). У шкипера найдутся плоскогубцы для вытаскивания крючков из рыбы, но лучше все же иметь свои. Полезен будет (особенно женщинам) пояс-упор, в который вставляется концевик удилища, значительно облегчая вываживание рыбы. 
Очень поможет нехитрое приспососбление для отмывания рук от рыбьей слизи, которое можно изготовить самому: кусок поролона на шнуре длиной около 2 м и с грузиком 50-100 г привязывается к лееру катера и при необходимости выбрасывается за борт и смачивается водой.

Об оснастках можно говорить очень долго — в боттом-фишинге, как  у спиннингистов, очень много вариантов конструкций, цветов и т. д. Поэтому здесь я расскажу только о тех оснастках, на которые мы ловили наиболее часто встречающиеся виды рыб. Они обязательно должны быть в арсенале рыболова. Некоторые из них можно купить в местном рыболовном магазине, а некоторые придется сделать самостоятельно.  Ну и, конечно, надо не забыть купить там же на месте (у нас они раза в три дороже) оснастку для ловли макрели (скумбрии) на наживку — гирлянду из 3-4 крючков с «блестками».
В отличие от северных морей здесь не используют блесны-пилькеры и вообще практически не «играют» снастью. Почти всегда ловля идет с якоря, со дна, на наживку. Основой монтажа является монофильная леска 0,7–0,8 мм, а поводки — 0,3–0,4 мм. Крючки используются небольшие, 2/0 максимум. И лишь для ловли конгера (морского угря) применяются более мощные оснастки.

Многое об оснастках и снастях можно прочитать вот здесь http://www.seatackles.blogspot.ru/


НА ЧТО ЛОВИМ
Как показывает практика, от Норвегии до Исландии основной наживкой являются кусочки макрели. В начале рыбалки шкипер обязательно приводит катер в то место, где ловится эта хорошо знакомая нам под именем «скумбрия» рыба. Не советую использовать оснастки более 4 крючков: макрель, несмотря на свой небольшой вес (до 700 гр), очень сильная рыба, и сломанные «палки» при подъеме «гирлянды» из 6-7 рыбин я видел неоднократно.


Для успешной рыбалки отдельным видам рыб наживку из макрели нужно делать определенным образом. Обычно, если рыболовы неопытные, это тоже показывает шкипер.

Вторым по популярности является кальмар — его приобретают замороженным в рыболовном магазине. Перед тем, как порезать его на полоски для наживки, желательно удалить ножом со спинки темную пленку — это делает его более «пахучим».
Кроме того, в южной Ирландии, как и в Англии,  обязательно берут с собой еще одну насадку — червя-пескожила (его тоже продают в рыболовном магазине), на кусочки которого ловят разнообразную донную рыбу.

ЧТО ЛОВИМ
В списке возможных рыболовных трофеев в южной Ирландии свыше 30 названий рыб. Однако, как и везде, всегда есть 3-4 основных вида, которые в основном и ловятся. В этом смысле южная Ирландия — уникальное место, потому что одним из таких массовых объектов ловли является морской угорь конгер, считающийся в других местах редким и очень желанным трофеем. Правда, «ирландский» конгер не очень крупный — нам не попадались экземпляры более 12-15 кг, тогда как на юге Англии, например, они достигают 30-40 кг. Но размер «компенсируется» частотой поклевок: один рыболов без особых усилий может поймать 8-10 конгеров за день.


И сразу скажу о «технике безопасности»: у конгера очень острые зубы и мощные челюсти, способные нанести серьезные ранения. Поэтому ни в коем случае нельзя втаскивать конгера в катер без разрешения и помощи шкипера. Шкипер сам освободит рыбу от крючка прямо у борта, и лишь в исключительных случаях (например, по просьбе рыболовов для «фотосессии») он с особыми предосторожностями в специальных перчатках втащит конгера на борт и покажет, как  его взять для фотографирования.   

Для ловли конгера существуют специальные оснастки. Кусок монофила диаметром 0,8-1 мм и длиной 2-3 м является одновременно и шок-лидером, и поводком (поэтому мы применяли флюокарбон). Он пропускается через трубку противозакручивателя, к которому крепится груз. Ниже располагаются различные «привлекалки» и крючок размером 6/0–8/0. Повышенные требования предъявляются к противозакручивателю: он должен быть достаточно прочным (я применяю короткий металлический), обычные ломаются от нагрузки. Основной шнур должен быть не слабее 50 lb.



Вариантов «привлекалок» совсем немного — искуственный кальмар 12-15 см длиной или металлическая блесна примерно такого же размера. Правда, в Ирландии мы увидели еще один вариант конгерной оснастки, который в районе Кобха был, пожалуй, лучшим: на основе оснастки  крепится  яркий желто-красный пилькер (300-400 г) без крючка, который является и грузом, и «привлекалкой» одновременно, а далее к нему привязан поводок из такого же, как основа, монофила с крючком.


Нужно учитывать, что иногда крючок ломается или обрывается при освобождении конгера, поэтому нужно иметь в запасе 8-10 готовых монтажей.

Насадкой является тушка макрели, разделанная специальным образом. Описать его здесь трудно, перед рыбалкой шкипер обязательно покажет, как это надо делать, и поможет приготовить наживку.
Сам процесс ловли очень прост, но требует некоторого терпения: конгер долго (иногда по 10-15 минут) засасывает наживку, при этом рыболов ощущает легкие подергивания, затихающие и начинающиеся вновь. И только после явной потяжки нужно сделать короткую подсечку (а вернее, просто резко потянуть удилище), и если конгер заглотил наживку, вы сразу это поймете.