Морская рыбалка: ловим хозяина затонувших кораблей

В морской донной рыбалке у берегов южной Англии (а также на юге Ирландии и западе Франции) наиболее интересной трофейной рыбалкой считается ловля  конгера - морской угоря. Этот обитатель рифов и затонувших кораблей — серьезный соперник, доставляющий истинное удовольствие от борьбы с ним. Наиболее интересно для рыбалки на него  южное побережье Англии: нередки уловы в день по 10 и даже более рыб весом до 30-35 кг, а местные шкиперы имеют большой опыт организации конгерной рыбалки. Рекордные экземпляры достигают 50 кг и более.




Излюбленные места обитания конгера — останки затонувших кораблей (так называемые рэки) и всевозможные гроты и расщелины в рифах на глубинах от 30 до 60 м. Мастерство шкипера заключается в том, что он должен с учетом течения и ветра так поставить на якорь катер, чтобы опущенные на дно оснастки оказались как можно ближе к убежищу конгеров и в то же время не ложились на рифы или рэки — иначе обрыв обеспечен. 



 Для ловли конгера применяется достаточно мощные удилища тестом не менее 50-80 lb (примерно 400-600 гр бросковой нагрузки). Желательно, чтобы "палка" не была очень жесткой, иначе мощные рывки рыбы буду отдаваться на руках, плечах, спине.  Поэтому вполне можно использовать удилища длиной 2,4 и даже 2,7 м. Тем более, что ловля идет с больших катеров.
Катушка мультипликаторная, вмещающая 150-200 м плетеного шнура 80-100 lb, лучше без лесоукладывателя.  
Тип и производитель "плетенки" не имеют особого значения — море одинаково быстро приводит в негодность любой из них. 
Шнур к шок-лидеру я присоединяю через безузловое соединение и мощный вертлюжок с застежкой (например Easy Clip фирмы Berkley тестом 100-150 lb). При этом очень важно над «безузловкой» поставить большую пластиковую или резиновую бусину: в пылу борьбы с конгером не раз шнур резко выматывался до шок-лидера и «безузловка» разбивала или повреждала вкладыш «тюльпана» удилища , а бусинка примет удар на себя.



Во время рыбалки необходимо периодически осматривать нижние 5-7 м шнура и вовремя удалять поврежденные рифами куски.

Шок-лидер и он же поводок — монофил диаметром 1,2-1,5 мм и длиной 1-1,5 м, на рубка противозакручивателя, к которому пристегивается груз. К шок-лидеру через можную застежку пристегивается длинный - до 3-4 м поводок из такого-же монофила с одинарным крючком 12/0-16/0. 



Можно было бы сделать шок-лидер и поводок как единое целое, чтобы исключить "слабый" элемент - застежку, но поводки после каждой поимке конгера приходится менять (почему - расскажу ниже), а менять всю оснастку нерационально. 
Длина поводка выбирается в зависимости от силы течения в месте ловли: чем оно сильнее, тем поводок длиннее - нужно, чтобы крючок с наживкой лежал на дне, а не болтался на течении. Над крючком располагается какая-нибудь «привлекаловка»: силиконовый октопус, блесна и т.д.
Вот так выглядит поводок после поимки конгера.
  

Очень важно, чтобы крючок не был нержавеющим и тем более титановым — конгера освобождают от крючка у борта, иногда просто обрезая поводок. 



Если крючок обычный, рыбья слизь и морская вода через пару недель не оставят от него и следа, а если он не поддается коррозии, конгер погибнет. Но это касается только нержавейки и титана - всякие там "морские" покрытия" на само деле разъедаются быстро.


Наживка для ловли — кусок или целая макрель, соответсвующим образом разделанная (см. http://seatackles.blogspot.ru/2011/02/blog-post_5614.html). Поэтому на такой рыбалке обязательно понадобится филейный нож.


Поклевки конгера — подрагивания кончика спининга — иногда длятся довольно долго — 10-15 минут. После первой энергичной потяжки широким взмахом  удилища нужно постараться оторвать конгера ото дна или хотя бы не дать опустить ему голову вниз, в рэк.








У поверхности конгер успокаивается. От крючка его, как правило, освобождает шкипер  — в лучшем случае специальным инструментом T-Bar вышибает крючок из пасти рыбы, а иногда просто обрезая поводок.




Поэтому десяток-полтора поводков с привязанными крючками с собой надо иметь. На борт конгера поднимают крайне редко, так как его острые зубы реально опасны для рыболовов, находящихся рядом.

На борт конгера поднимают только в самом крайнем случае и только с разрешения шкипера  - для фотосессии. 


Дело в том, что у него очень острые зубы и мощные челюсти. А почуствовав под собой твердую палубу, он может начать бесноваться  и удержать его очень трудно. По словам шкиперов, были случаи, когда большой конгер в катере откусывал пальцы ноги рыолову.

Мне приходилось ловить конгера в Англии, Ирландии, Исландии, Шотландии, Франции и даже Португалии и везде шкиперы утверждали, что он не съедобен и всегда отпускали его обратно в море. Хотя, по слухам, в Юго-Восточной Азии его едят и даже в московском Ашане я видел на прилавке конгера, правда совсем "крошечного" — килограмма два-три.

Tight lines!